Создание благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой любого коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения членов этого коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, дружественная сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
Психологический климат коллективов учащихся имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Макаренко. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального психологического климата — по современной терминологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:
1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
2. Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его.
3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы ни был он мал, слабосилен и так далее, не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой и детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».
Устойчивый психологический климат в группе складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний группы, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел. Преобладающими эмоциями, испытываемыми учащимися при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность
- защищённость
- мобильность
- креативность
- оптимизм
- инициативность
- работоспособность, свобода «я».
При неблагоприятном психологическом климате – напротив, мы можем наблюдать: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему взаимоотношению несовершеннолетних и полноценному развитию их личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в группе является важным компонентом для формирования и развития творческой активности детей. Нездоровый психологический климат тормозит развитие личности, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами. коллектива. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагога, у которого высокая авторитетность среди учащихся, подростки сенситивны к внешним воздействиям, а следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. Наиболее эффективными способами формирования педагогом благоприятного психологического климата в подростковом коллективе являются следующие:
· формирование общих традиций;
· создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;
· стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;
· наличие активной — позиции педагога по отношению к коллективу;
· привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;
. включение в жизнедеятельность группы различных видов искусства;
· использование различных видов совместной деятельности.
Главным критерием такого положительного психологического климата является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия подростка тратится не на тревогу или борьбу, а на познавательную деятельность, на творчество. Никакие успехи не принесут пользы, если они основаны на страхе, на подавлении личности.
Педагог должен помнить, о том, что психологический комфорт – это условия, при которых подросток чувствует себя спокойно и ему нет необходимости защищаться. Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний, но от этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и нервозность, разрушающие самое главное в жизни – здоровье учащихся.
Ни в коем случае в группе не должно быть деления на хороших и плохих, умных и неумных. Каждый должен ощущать свою значимость, веру педагога в его силы. Ситуация успеха (Я могу, я умею!) формирует у подростка веру в себя, в свои силы, учит преодолевать трудности, помогает видеть и осознавать свое продвижение вперед.
Для этого педагогу нужно всего лишь:
— демонстрировать своё полное доверие к детям;
— помогать в разрешении трудностей, возникающих перед воспитанниками и обучающимся;
— развивай в себе способности чувствовать эмоциональный настрой каждого ребенка;
— выступать источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями.
Все это очень важно, ведь создание комфортного психологического климата в образовательной среде играет особую роль для дальнейшей социализации и адаптации учащихся в современном мире. И целенаправленная деятельность по созданию психологического комфорта в групповом коллективе неизбежно приведёт к положительным изменениям во всех сферах жизни учащегося.