«Как понять, что тобой манипулируют»
Прежде чем говорить о том, как понять, что тобой манипулируют, необходимо знать, что такое манипуляция, и понимать, как можно от этого защититься.
Манипулирование — это вид скрытого управления человеком против его воли с эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, который наносит ущерб (материальный или психологический) своей жертве (адресату).
Манипуляция предполагает, что жертва будет переживать определенные состояния, которые будут способствовать принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором своих собственных целей.
Критерии манипуляции. Можно выделить следующие отличительные черты манипуляции.
1. Осознанность манипулятором своих целей и средств.
2. Скрытость целей манипулятора.
3. Скрытость средств манипулятора.
4.Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.
Способы манипулирования информацией. Искажение информации варьирует от откровенной лжи до определённого изменения информации. Утаивание информации проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем.
Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала. Иногда «выделяют информацию» так, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе.
Пропускную способность также и смыслового канала. Этот прием применяется и при записи монологов (или диалогов) на радио. Наличие помехи, даваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление манипуляции.
Еще одна группа приемов — одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, противоречие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать на какое сообщение реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что имелось в виду иное.
Противоречие может быть также между словами и ситуацией.
«Домысливание в нужном направлении. Этим приемом пользуются, когда по каким-либо причинам сказать прямо нельзя (цензура, опасность судебного иска за клевету или договоренность о «ненападении»), а сказать хочется.
Психологическая нагрузка. Распространены способы информирования, имеющие целью оказать психологическое, в том числе манипулятивное, давление на собеседника.
«Универсальные высказывания», которые в принципе проверить невозможно, а потому они не подлежат обсуждению: например «Все мужчины подлецы», «Все женщины обманщицы».
Генерализации (расширенные обобщения);
во времени: «всегда», «постоянно», «вечно» («Вечно ты опаздываешь!»).
Неявное указание на нарушение общепринятой нормы: «Вы даже дверь за собой не закрыли» — давит сильнее, чем простое указание: «Закрой дверь».
Расширение сообщения: «Она и училась-то заочно» (читай — неполноценное образование).
Замещение субъекта действия («Начальство не простит нас»).
Подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными и наоборот: вместо негативного «шпион» — «разведчик.
Ложная аналогия: «Вольво» — автомобиль для людей, которые мыслят» — как будто все остальные автомобили изготавливаются для тех, кто мыслить не способен.
Тематическое переключение: «Ну как, ты говорил с преподавателем?» «А почему у тебя такой тон?».
Неявные допущения, вводимые в информационный обмен: «Как вы понимаете, я не могу это сделать» — допущение «вы все сами понимаете» навязывается партнеру как само собой разумеющееся.
Допущения типа «ясно и очевидно»: «Пойдешь с нами?» — «Куда я теперь денусь?…» или «А у меня есть выбор?» — очевидный намек на принуждение и как следствие снятие с себя ответственности за этот, а возможно, и следующие поступки.
Активная защита — нападение.
Защита от критики: «Наши недостатки — это продолжение наших достоинств».
Перекладывание вины и ответственности
Женщина всегда такая, какой рядом с ней мужчина.
Следующие фразы переводят манипулятора в положение защищающегося: «Каждый все понимает в меру своей испорченности».
Для реализации эмоциональных и информационных условий манипуляции СМИ располагают широким арсеналом средств, формирующих восприятие. К таким средствам относятся визуальный и аудиальный ряд, выбор времени и контекста подачи информации, частота повтора (в случае с рекламой) и т. д.
К основным признакам эмоционального манипулирования со стороны СМИ можно отнести следующие:
-апелляция к базовым физическим потребностям (в еде, питье);
— нагнетание нервозной атмосферы (например, в новостных передачах — сообщения о катастрофах);
— апелляция к социальным потребностям (отсылка к популярным сообществам, лесть);
— провоцирование чувства вины;
— ссылка на авторитет (показательна и популярна отсылка к авторитетам не в той области, которой касается сообщение).
Как понять, что тобой манипулируют в личном общении?
Важно обращать внимание на такие ситуации, когда собеседник:
— задает “риторические” вопросы, апеллирующие к ценностям, но подводящие к выгодным ответам для собеседника: имитация диалога без готовности услышать ответы другой стороны;
— создает ощущение нехватки времени, срочности действия и поведения, не позволяют поразмышлять, принять решение;
— создает и поддерживают атмосферу страха, напряжения, угрозы;
— апеллирует к чувству общности, единства, важности “быть как все”, “не отрываться от коллектива”;
— не рассматривает ситуацию с разных сторон, а фокусируется на удобной для себя интерпретации, избегает ответов на прямые вопросы.
Как противодействовать манипуляциям?
Условиями успешного противодействия манипуляции можно назвать следующие:
1) формирование критической модели восприятия реальности;
2) блокирование потенциально манипулятивных каналов взаимодействия.
Обращаясь к методам противодействия манипулятивному ресурсу СМИ, можно выделить следующие.
1. «Психологическая прививка» формируется через предшествовавшее критическое восприятие аналогичной, но менее интенсивной манипуляции.
2. «Информационный карантин» (периодический отказ от обращения к СМИ) для повышения способности к критическому восприятию сообщений.
3. «Креативное восприятие» (своего рода игровое осмысление получаемой информации, такое как интерпретация ее с противоположной точки зрения, доведение до крайности предлагаемых тезисов, транслирование предлагаемой интерпретации на аналогичные ситуации).
4. «Уход в безэмоциональность» (мысленное отделение рационального содержания сообщения от его оценок).
5. Метод формирования критических способностей Х. Ранка. Данная методика, помимо рекомендации иметь общую критическую установку к информации, предлагает оценивать ее по шкале преувеличения / преуменьшения собственных и чужих достоинств и недостатков, фиксируя частоту их повторения. Это позволяет увидеть, насколько часто в сообщении присутствуют признаки манипулятивности и тем самым повысить критичность восприятия и устойчивость к воздействию.
Эти и подобные им техники, достаточно подробно описанные в литературе, позволяют избегать некритичности, механичности в восприятии текстов СМИ. Однако успешность их применения напрямую зависит от наличия у человека установки на самостоятельное критическое мышление.
«Почему толпа-это опасно»
Толпа — это скопление людей, которые лишены ясно осознаваемой общности целей, но связаны между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толпа способна оказывать сильное психологическое воздействие на любого человека. Оказавшись в толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди «заражаются» не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность, и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.
Психическое (эмоциональное) заражение является бессознательным, невольным подражанием, возникающим в толпе в результате использования различных средств общения, сильных звуковых сигналов. Многократность взаимного усиления и ускорения эмоционального воздействия друг на друга приводит к общей психологической настроенности, решимости, чувству силы.
Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты.
Для любых больших скоплений людей характерны:
1.Заражаемость и внушаемость. Люди в толпе легко подхватывают общее настроение и чрезмерно восприимчивы к внушению. В их сознание крайне просто внедрить определенную идею или образ.
2.Потеря осознанности. Для толпы совершенно несвойственны разум и логика. Ей управляют эмоции.
3.Образность мышления. В толпе люди мыслят образно – их мышление предельно упрощается.
4.Категоричность. Суждения, которые приняла толпа (или ей внушили их) не подвергаются никаким сомнениям и видоизменениям.
5.Стимуляция воображения. Массовое воображение действует так, что все события серьезно искажаются.
4.Эмоциональность – одно из самых ярких поведенческих свойств толпы. Участники постоянно обмениваются эмоциями друг с другом, эмоциональный заряд, постоянно подпитываясь, достигает апогея, и контролировать проявления толпы становится практически невозможно.
5.Повышенная чувственность. Чувства, испытываемые людьми, доходят до крайностей. И на второй план отходят не только собственные интересы и рационализм человека, но и его инстинкт самосохранения.
6. Анонимность. Отсутствие ответственности. Люди в толпе чувствуют безнаказанность и вседозволенность.
7.Экстремизм. В толпе малейшее пререкание со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие — это ярость.
Участие несовершеннолетних в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков может быть нанесен вред их здоровью, а также могут быть получены травмы различной степени тяжести.
Неорганизованное ситуативное скопление возбужденных людей, управлять действиями которых очень трудно, иногда практически невозможно, сопровождается шумом толпы. На шум разного уровня человеческий организм реагирует по-разному, и чем длительнее воздействие шума, тем негативнее он влияет на физическое и психическое здоровье.
Кроме того, нужно помнить, что террористы часто выбирают места массового пребывания людей. Помимо поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники.
Поэтому необходимо соблюдать следующие правила:
- Избегайте больших скоплений людей.
- Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
- Оказавшись в месте массового скопления людей, просчитайте заранее ходы отступления и находитесь как можно ближе к ним. Самые опасные места, которые надо избегать во время всеобщего бегства: пространство у сцены и около раздевалок, узкие проходы и места рядом со стеклянными витринами.
- Если оказались в толпе, попытайтесь выбраться из неё.
- Если толпа пришла в движение, старайтесь передвигаться вместе со всеми, по течению, тем более не против или поперёк основной массы. Постарайтесь, чтобы вас ни оттеснили к центру, где давят со всех сторон, и выбраться откуда будет очень тяжело. Также надо быть не на самом краю, где вам грозит быть прижатым к стене или забору. Не хватайтесь за поручни, перила, различные предметы, у вас не хватит сил за них удержаться, а руки могут сильно пострадать.
- Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.
- Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
- Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
- Не держите руки в карманах.
- Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
- Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего, от сумки на длинном ремне и от шарфа.
- Если Вы что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
- Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами.
- Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.
- Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.
- Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.
- При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.
- Не присоединяйтесь к митингующим «ради интереса». Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.
- Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.
- Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.
- Если массовое скопление людей пытается обуздать милиция или войска, не бегите к ним навстречу, пытаясь найти помощь или объяснить вашу невиновность. Им сложно в данной ситуации определить, кто прав, кто виноват, и они могут применить силу по отношению к Вам.
Однако подобной ситуации можно избежать. Не нужно примыкать к митингующим ради любопытства.
Стихийная группа всегда состоит из нескольких «слоев» людей: 1) зачинщики – ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны, 2)внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением. Они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе, 3)случайные и просто любопытствующие люди, сначала они относятся нейтрально к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения, 4)«хулиганы», они примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, их действия и эмоции чаще всего и превращают массу людей в озверевшую толпу.
Именно ввиду этих особенностей, характерных для толпы, для предотвращения случайных жертв в каждой стране установлен порядок проведения массовых мероприятий.